Человеческое тело состоит в основном из воды, а вода - превосходный проводник вибраций. Наши тела с готовностью откликаются на всевозможные колебания в окружающей среде, и в том числе на звуки. Звук и вибрация поющих чаш оказывают уравновешивающее и гармонизирующее воздействие. В современном западном мире нас повсюду окружают источники вибраций, опасных для здоровья: транспортные средства, высоковольтные провода, флуоресцентные лампы... Они нарушают равновесие организма и истощают тело и разум. Богатые обертонами звуки поющих чаш с успехом противостоят этому разрушительному влиянию. Они настолько чисты и гармоничны, что способны восстанавливать порядок даже посреди хаоса негативных вибраций. Достаточно просто сесть или лечь, расслабиться и раскрыться навстречу этим звукам - и все произойдет само собой.
Эту методику называют «звуковой ванной». Есть также методика с использованием гималайских звуковых ваз, которая называется «звуковой массаж», ее воздействие более сильное и направлено на расслабление зажимов и блоков мышц во всем теле.
УДАРЫ И ТРЕНИЕ.
Для извлечения звука из гималайских поющих чаш обычно используются два приема: удары и трение. Для этого служат специальные молоточки и палочки разной величины, изготовленные из различных материалов. Чаше всего применяются гладкие деревянные палочки, иногда с резиновой насадкой; встречаются также маленькие металлические палочки и большие войлочные молотки.
Уверенно, но плавно потирая палочкой обод чаши, из нее можно извлекать звуки различных тонов с унтер- и обертонами - в зависимости от положения палочки и скорости трения.
Плавные круговые движения дают почти непрерывный основной тон; интенсивность звучания можно изменять, слегка варьируя скорость трения. Иногда работа с чашей начинается с удара по ободу, дающего основной тон. Последующее трение поддерживает этот тон и производит другие звуки. Но лучше, когда пение чаши начинается без предварительного удара, - когда звук не «выколачивается» из чаши, а нарастает постепенно.
Извлекать звуки из поющей чаши можно и с помощью обычного смычка для скрипки. Иногда исполнитель наливает в чашу немного воды, из-за чего звучание очевидным образом меняется. Когда звук достигает определенной интенсивности, вода начинает расплескиваться (поэтому музыкальные тибетские чаши иногда в шутку называют «брызгающимися»). Варьируя угол наклона палочки и силу нажима на обод, можно получать самые разнообразные звуки: в музыку вплетаются новые унтертоны и обертоны, иногда одновременно, иногда по отдельности. Каждому углу наклона палочки соответствует свой особый звуковой диапазон. Из одной единственной чаши можно извлечь до пяти-шести слышимых унтертоны и обертонов. Кроме того, исполнитель может акцентировать какой-либо один тон, приглушив остальные.
ИНСТРУКЦИЯ КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОЮЩЕЙ ЧАШЕЙ
Внимание! Поющая ваза это, прежде всего предмет не для пищевого использования. В ней нельзя, что-либо варить, приготавливать пищу и использовать как посуду для еды. Несмотря на то, что изготовлена из металла, она является достаточно хрупкой, поэтому нельзя ронять ее на пол, а также небрежно транспортировать в дороге.
Поющие вазы относятся к особым музыкальным инструментам, родственным для нее является гонг. Традиционно поющие тарелки, как и большинство гонгов, имею специальные палочки для работы. Есть два вида палочек, первый это ударные, а второй вид универсальный, позволяет кроме удара извлекать звук посредством трения.
- Подготовка поющей чаши для работы. музыкальная ваза должна иметь комплект палочек для работы. Если у вас чаша малого размера, достаточно одной палочки. Если у вас чаша среднего или большого размера вам желательно иметь две или три палочки, что позволит полностью раскрыть музыкальные возможности вашего волшебного инструмента. Если у вас одна ваза, то ее можно установить на одной руке (на ладони не зажимая пальцами) чаще всего на левой руке, а в другую руку взять палочку. Чашу можно также поставить на специальную подставку, особенно это необходимо, если у вас больше чем одна чаша и они разных размеров.
- Работа с поющей чашей универсальной палочкой методом трения. Если вы используете палочку без специального покрытия кожей, то вам необходимо взять ее в руку и под наклоном около 30- 45 градусов к середине чаши начать движения, по самому краю создавая трение деревом по металлу. Очень важно чтобы палочка плотно прилегала к кромке (краю) и равномерно двигалась вокруг чаши с изменяемой скоростью, но равным ускорением. Не нужно сразу быстро вращать палочкой, а необходимо подбирать скорость, слушая извлекаемый звук и регулируя свои движения. При слишком быстром вращении чаша начинает шуметь, а палочка срывается с нее. Точно также используют деревянную палочку с покрытием кожей, но только еще более плотным часто даже с усилием нажатием на края интсрумента. В начале работы можно как бы вскользь ударить палочкой по краю и сразу начать движение ею.
- Работа с поющей чашей ударной палочкой (палочкой для гонга). Здесь все достаточно просто, но этот метод наиболее хорошо подходит для чаш среднего и большого размера, примерно диаметр, которых больше 20 см. Чашу можно держать на одной руке, а другой рукой ударять по стенке ближе к краю. Если чаша большая и тяжелая, то ее нужно поставить на специальную подставку.
- Вода и поющая чаша. Ваза должна быть предварительно вымыта. Для того чтобы зарядить вибрацией поющей вазы воду, необходимо ее налить внутрь до середины краев. При этом чашу лучше всего поставить на подставку и начать работу с ней деревянной палочкой методом трения. Вода в чаше должна визуально вибрировать или даже танцевать. Таким образом, в течение 2-3 минут вода структурируется и на некоторое время сохраняет свои необычные свойства. Данную воду можно использовать для поливки цветов, для растений и животных, а также омовения.
- Поющая чаша и медитация. Поющая чаша уникальный инструмент для медитации, но для наиболее эффективного применения ее нужно правильно изначально подобрать. Важный критерий – чаша должна быть хорошо сбалансирована и соответственно давать ровный звук средней или высокой тональности. Именно на этом звуке вы будете концентрировать свое внимание. В медитации поющая чаша необходима в самом начале, для этого ее нужно поставить перед собой на подставку и начать заводить, либо(рекомендуется) взять в руки завести ее на максимальную вибрацию и аккуратно поставить обратно на подставку держа за донышко. Дальше вы сидите в исходной позе и концентрируете свое внимание на звуке, слушаете его, а также правильно дышите по классической йоге.
Хорошо подобранная поющая чаша позволяет очень быстро концентрироваться на звуке, и как следствие войти в начальную стадию Саматхи.
В нашем магазине галерее Лакшми вы можете познакомиться с одной из самых больших коллекций в России - настоящими коваными музыкальными гималайскими чашами.