Ритуал «оживления» статуй в буддийской и индийской традициях
Согласитесь, статуя божества — это больше. чем просто красивая форма? Все статуи в индийских и буддийских монастырях — практически живые: в них присутствует энергия. Потому что прежде чем попасть на алтарь, монахи и учителя проводят специальный ритуал «оживления» статуй. В буддизме он называется Рабне, а в индуизме — Прана Пратиштха.
В ходе церемонии статую благословляют: в неё перемещают прану, жизненную энергию того или иного божества. Например, если это статуя Будды Шакьямуни, то для её «оживления» читают тексты и выполняют действия, связанные с Буддой Шакьямуни, если это статуя Кришны — тогда ритуал освящения связан с практиками и текстами Кришны и т.д.
После ритуала «оживления» статуя обладает благословением, способствует духовному развитию всех, кто её видит, и считается символическим олицетворением самого божества, а не просто металлической или деревянной формой. Как же проходят ритуалы благословения статуй в буддизме и индуизме и в чём их различия?
Рабне: благословение статуй в тибетском буддизме
Во время практики Рабне буддийские учителя и монахи устремляют свои молитвы и медитируют, используя определённую визуализацию и мантры, чтобы призвать благословения всех будд и просветлённых мастеров прошлого, чтобы те беспрепятственно проявили своё сострадания и наделили благой энергией статую и любые другие ритуальные буддийские предметы.
Когда они наполняют статуи будд своими благословениями, считается, что статуи обретают силу и становятся прекрасной опорой для практики. Затем учителя молятся снова и снова, чтобы ум будды оставался нераздельным со статуей или изображением как можно дольше, принося пользу существам, пока существуют элементы земли, воды, огня и ветра. Делаются благопожелания, чтобы каждый, кто увидит статую или предмет, будет здоровым и в конечном итоге сможет достичь полного духовного пробуждения.
Считается, что будды — это воплощение безграничного сострадания. И если во время практики использовать образ будды в виде статуи или изображения, человек накопит заслуги и мудрость, очистит ментальные омрачения и негативную карму. Все будды зарождают обширное сострадание бодхичитты и дают обет работать исключительно на благо других. Но умы будд всегда находятся за пределами любых двойственных концепций.
Когда человек во время практики опирается на образ будды, мирного или гневного, а затем призывает божеств мудрости посредством визуализации и мантры и приглашает их войти в него и статую и даровать своё благословение, это становится невероятно мощной основой для накопление заслуг и мудрости, ведущих к просветлению. Этот процесс в буддизме и называется рабне или освящением.
Прана Пратиштха: «оживление» мурти в индуизме
Санскритское слово пратиштха, которое в общем употреблении означает «отдых», используемое в связи с мурти, переводится как «освящение сосуда или жилища». Прана означает: «жизненная сила, дыхание, дух».
Прана пратиштха относится к обряду или церемонии, во время которой мурти (сосуд для энергии бога) освящается в индуистском храме. В ходе ритуала читаются устремления и мантры, чтобы пригласить энергию божества стать частью статуи, и по окончании пуджи глаза мурти впервые открываются.
В индуизме считается, что после ритуала освящения в статую переходит частица бога. Не статуя ни в коем случае не становится Абсолютом, потому что «апракрита» — это то, у чего не может быть формы. В Яджур Веде существует мантра: «на тасйа пратима асти», что означает «у Бога нет формы». Это одна из мантр, которые используют в ритуале пран-пратиштхи.
Во время церемонии благословения новой статуи жрец храма читает эту мантру в качестве напоминания о том, что ни одна мурти не может воплощать форму бога в себе. Таким образом, жрец приглашает божественную энергию войти в статую, но с пониманием, что у Абсолюта нет формы.
Как проходит ритуал
Ритуал обычно включает в себя:
- пуджу, начитывание санскритских мантр
- приглашение божества зайти в храм и пребывать в статуе
- омовение и очищение божества
- одевание божества и медитацию
- обращение лика мурти к востоку (восход солнца)
- Ньясу с гимнами (прикосновение к различным частям мурти, обозначающий присутствие различных богов в качестве органов чувств — Индра как рука, Брахма как сердце, Сурья как глаза и т. д.)
- опрыскивание ароматной водой и цветами
- церемонию Чаксунмилан (открытие божественного ока)
В больших храмах божество мурти иногда может уходить при заходе солнца, как гость, отправляющийся спать, а затем возвращаться на рассвете во время чтения мантр, омовения, подношений свежей одежды, едой и цветов.
После ритуала оживления статуя обладает определённой силой (праной, способной соединить человека с бесформенным Абсолютом или божеством). Статуя становится помощником и опорой в духовной практике. Но в индуизме считается, что если практикующий перестает регулярно подпитывать энергию статую своими ритуалами и мантрами, особое благословение статуи становится меньше.
Подводя итоги
Статуи божеств — это творение рук мудрецов Индии, Непала или Тибета. Только люди с духовной реализацией могут проводить ритуал благословения статуй и наполнять их энергией. Без сознания, праны или души тело человека тоже считается мёртвым. Также и со статуей: без ритуала оживления статуя — это по большей части просто форма.
Купить благословленные статуи индуистских и буддийских божеств вы можете в нашем интернет-магазине в Москве.
Так как они у нас расположены в разных каталогах, то для удобства мы их вынесли отдельно в конце статьи. Смотрим и выбираем ниже.
Всех благ!