Хрустальные черепа — одна из величайших загадок нашей планеты. Известно в общей сложности тринадцать хрустальных черепов, хранящихся в музеях и частных коллекциях, а по некоторым данным, их 21.
Три черепа выставлены сегодня в музеях – лондонском, Британский музей (этнографический отдел), вашингтонском, Национальный музей естественной истории Смитсоновского института, и парижском, Музей примитивного искусства.
Девять похожих артефактов хранятся в частных коллекциях.
Находкам положил начало Эжен Бобан, подвизавшийся археологическим советником при мексиканском императоре Максимилиане (1864-1867 гг.). Он якобы обнаружил три артефакта в джунглях Гватемалы. Правда, итоги исследования двух черепов, проведенного западными учёными в ХХ веке, заронили сомнение в древности находок французского антиквара. Череп из Британского музея, как было установлено, хранит следы от вращающегося шлифовального круга, который стали применять лишь начиная с XIX века.
Аналогичная ситуация с «вашингтонским» черепом. Сам кварц для изделия был добыт, скорее всего, в Германии или Швейцарии.
Девять похожих артефактов хранятся в частных коллекциях.
Находкам положил начало Эжен Бобан, подвизавшийся археологическим советником при мексиканском императоре Максимилиане (1864-1867 гг.). Он якобы обнаружил три артефакта в джунглях Гватемалы. Правда, итоги исследования двух черепов, проведенного западными учёными в ХХ веке, заронили сомнение в древности находок французского антиквара. Череп из Британского музея, как было установлено, хранит следы от вращающегося шлифовального круга, который стали применять лишь начиная с XIX века.
Аналогичная ситуация с «вашингтонским» черепом. Сам кварц для изделия был добыт, скорее всего, в Германии или Швейцарии.
Ещё один хрустальный череп обнаружил в 1927 году английский археолог Фредерик Мичелл-Хеджес в джунглях британского Гондураса (современный Белиз) – в «городе больших камней» Лубаантуне, столице древней цивилизации майя. Его можно увидеть ныне в нью-йоркском Музее американских индейцев.
Черепу Мичелла-Хеджеса приписывается свойство оказывать некое мистическое воздействие на сознание людей. Некоторые из видевших его будто бы ощущали прилив энергии и необычное состояние сознания. Так это или нет, достоверно неизвестно, но несомненно, что мастера, создавшие этот череп, смогли добиться удивительных оптических эффектов. При поднесении зажжённой свечи к нижнему основанию хрустального черепа он начинает светиться и испускать световые лучи из глазниц вследствие умело расположенной внутри его системы каналов, линз и призм.
Историки, специализирующиеся на исследовании цивилизации майя, предполагают, что череп, обнаруженный Мичеллом-Хеджесом, действительно относится к 13 артефактам – которые называли в древности черепами «богини смерти». Жрецы хранили их в разных местах. Во время мистических ритуалов тринадцать священнослужителей одновременно вглядывались в черепа, стремясь увидеть происходящее в том или ином уголке планеты, либо заглянуть в прошлое или будущее...

По одному из преданий майя, 13 хрустальных черепов существуют с тех пор, когда были обитаемыми 12 планет; их жители передали черепа атлантам, а те – майя. После гибели древней цивилизации черепа были утрачены.
Нельзя исключить, что череп Мичелла-Хеджеса – один из них.
Американский реставратор Фрэнк Дорланд исследовал находку с 1964-го по 1970 г. Он пришел к выводу, что конструкция черепа так уравновешена, что от легчайшего дуновения ветерка нижняя челюсть пятикилограммового черепа приходит в движение.
Глазницы вдруг вспыхивают зловещим светом, когда череп подносят близко к горящему огню.
Американский реставратор Фрэнк Дорланд исследовал находку с 1964-го по 1970 г. Он пришел к выводу, что конструкция черепа так уравновешена, что от легчайшего дуновения ветерка нижняя челюсть пятикилограммового черепа приходит в движение.
Глазницы вдруг вспыхивают зловещим светом, когда череп подносят близко к горящему огню.

В затылочной части черепа находится искусно отполированная линза, которая собирает попадающие на него лучи и направляет их в глазницы.
Дордланд сделал несколько гипсовых копий черепа и огромное количество фотоснимков с использованием микроскопа и специальных насадок.
Исследователя поразило то, что на идеально отполированном хрустале даже под микроскопом не было видно следов обработки. Он решил обратиться за консультацией в знаменитую фирму «Хьюлетт-Паккард», специализировавшуюся в то время на выпуске кварцевых генераторов и считавшуюся наиболее авторитетной по экспертизе кварцев.
Исследование, проведенное в 1964 году в специальной лаборатории фирмы «Хьюлетт-Паккард», показало, что череп был изготовлен задолго до появления первых цивилизаций в этой части Америки. Загадкой оказалось место изготовления черепа: ни в Мексике, ни во всей Центральной Америке нет ни одного месторождения горного хрусталя; единственным его источником могли быть только кварцевые жилы в Калифорнии, однако горный хрусталь столь высокого качества в этих местах вообще не встречается.
Но самым поразительным открытием оказалось то, что «допотопный» череп изготовлен из цельного кристалла. Причем вопреки всем известным законам физики.
Вот, что по этому поводу говорил один из лучших экспертов фирмы, инженер Л.Барре: «Мы изучали череп по трем оптическим осям и обнаружили, что он состоит из трех-четырех сростков…
Анализируя сростки, мы обнаружили, что череп вырезан из одного куска хрусталя вместе с нижней челюстью.
Но самым поразительным открытием оказалось то, что «допотопный» череп изготовлен из цельного кристалла. Причем вопреки всем известным законам физики.
Вот, что по этому поводу говорил один из лучших экспертов фирмы, инженер Л.Барре: «Мы изучали череп по трем оптическим осям и обнаружили, что он состоит из трех-четырех сростков…
Анализируя сростки, мы обнаружили, что череп вырезан из одного куска хрусталя вместе с нижней челюстью.
По шкале Мооса горный хрусталь имеет высокую твердость, равную семи (уступая лишь топазу, корунду и алмазу), и его ничем, кроме алмаза, резать невозможно.
Но кто-то изготовил этот череп из одного куска хрусталя настолько осторожно, как будто вообще не притрагивался к нему в процессе резки. При исследовании поверхности черепа мы обнаружили свидетельства воздействия трех различных абразивов. Окончательная отделка его выполнена полировкой. Мы также обнаружили некий вид призмы, вырезанной в задней части черепа, у его основания, так что любой луч света, входящий в глазницы, отражается в них. Загляните в его глазницы, и вы сможете увидеть в них всю комнату».
С мнением эксперта согласны и его коллеги.
Для того, чтобы при обработке череп не рассыпался, нужны были точнейшие аналитические методы: распилы должны быть строго ориентированы относительно осей роста кристалла.
С мнением эксперта согласны и его коллеги.
Для того, чтобы при обработке череп не рассыпался, нужны были точнейшие аналитические методы: распилы должны быть строго ориентированы относительно осей роста кристалла.
Профессионалы из «Хьюлетт-Паккарда» так и остались в недоумении: «Эта проклятая штуковина просто не должна существовать. Те, кто ее сотворил, не имеют ни малейшего представления о кристаллографии и волоконной оптике. Они совершенно игнорировали оси симметрии, и эта штука неминуемо должна была развалиться при первичной обработке. Почему этого не случилось, представить невозможно».
Однако факт, что называется, налицо: хрустальный череп – реальность, которую в Музее американских индейцев может увидеть любой желающий.
«Если исключить, — говорит Дорланд, — участие сверхъестественных сил, ремесленникам майя пришлось бы полировать свой хрустальный череп вручную. Сотни лет, какие бы изменения ни происходили за это время в общественных условиях и религии, ремесленники продолжали бы свой немыслимый труд. Мы с трудом можем вообразить, чтобы работа над одной вещью передавалась из поколения в поколение в течение многих веков».
Чтобы придать кристаллу кварца округлую форму человеческого черепа, с соблюдением всех анатомических подробностей, потребовалось бы семь миллионов рабочих часов. Это соответствует 800 годам круглосуточной работы. Если предположить, что череп полировали по 12 часов в день, работа растянулась бы на 1600 лет!
Мнения большинства специалистов, исследователей и ученых сводятся к тому, что эти загадочные хрустальные черепа были сделаны представителями древнейших цивилизаций на Земле не менее 3–5 тыс. лет назад. Это самый скромный возраст для таких поделок. Дело в том, что горный хрусталь не поддается радиоуглеродной датировке.
Сам Митчелл-Хеджес определил возраст черепа — примерно 3600 лет.
Известно, что за хрустальными черепами многие десятилетия охотятся члены разного рода тайных обществ и сект.
В Гондурасе в XX веке исчез так называемый «Розовый кварц» – череп, который не уступал, как предполагают археологи, находке Митчелла-Хеджеса (он тоже имел искусно сделанную съёмную нижнюю челюсть).
Примечательно, что в свое время к этому хрусталю проявляли большой интерес секретные структуры нацистской Германии. Так в 1943 году в Бразилии после попытки ограбления местного музея были задержаны представители германского общества «Аненэрбе» («Наследие предков»), курировавшегося рейхсфюрером СС Генрихом Гиммлером.
На допросах они показали, что прибыли в Южную Америку с заданием найти и заполучить древние черепа «богини смерти». Но зачем секретным учреждениям нацистской Германии понадобились индейские артефакты?
Те, кто интересовался тайной историей Третьего рейха, сегодня кое-что знают о его мистических корнях и об особо секретной цели - захватить власть в мире невидимом, метафизическом. Отсюда роль, которая отводилась главной научноисследовательской структуре СС - элитарному ордену «Аненербе», имевшему в своем подчинении более пятидесяти исследовательских институтов. Возглавлял этот мистический орден потомок древнего магического рода, носитель «знаний дьявола», группенфюрер СС Карл Мария Виллигут. Именно по его инициативе эмиссары «Аненербе» рыскали по всему миру в поисках древних знаний, архивов и реквизитов тайных обществ.
Некоторые специалисты считают, что хрустальные черепа использовались в глубокой древности в лечебных и психотерапевтических целях. Так, американка Джоан Паркс, унаследовавшая хрустальный череп от тибетского монаха (череп «Макс»), утверждала, что тот успешно использовал артефакт для лечения людей.
Кварц, из которого сделаны все загадочные черепа, действительно обладает с точки зрения физики природным свойством усиления электрической энергии. Тело человека обладает электромагнитным полем, и горный хрусталь в состоянии усиливать это поле. Поэтому, возможно, с хрустальными черепами связан ряд необъяснимых с позиции современной науки феноменов.
Наблюдения исследователей и расспросы очевидцев свидетельствовали: да, хрустальные черепа действительно как-то воздействуют на тех, кто приближается к ним. Причем на разных людей по-разному. Одни испытывают дискомфорт и непонятные страхи, падают в обморок и на какое-то время теряют память. Другие испытуемые, наоборот, успокаиваются и даже погружаются в блаженное состояние.
Есть люди, которые после «общения» с черепом Митчелл-Ходжеса излечились от тяжелых болезней.
Американский исследователь Джошуа Шапиро поведал о богатом бизнесмене Хосе Индикезе. Тот в развалинах древнего города майя тоже нашел хрустальный череп, ставший для Хосе волшебным талисманом. Если верить рассказу Индикезе, он случайно обнаружил, что череп обладает удивительным свойством: стоит его крепко сжать в руках и одновременно четко сформулировать свои желания - они обязательно исполнятся. Словно кто-то, получив «заявку», организует ее превращение в явь. Через три года после этой «исповеди» Индикеза скончался, а чудодейственный череп таинственно исчез...
О мистических свойствах хрустальных черепов рассказывают и другие. Экстрасенсы и высокочувствительные люди дружно признавались: черепа повергли их в особое, почти гипнотическое состояние, сопровождаемое необычными запахами, звуками и яркими зрительными галлюцинациями. Иногда в моменты глубокого транса это были странные видения из далекого прошлого, а возможно, и будущего.
С подобным явлением пришлось столкнуться и искусствоведу Фрэнку Дордланду.
По его словам, во время работы с черепом он часто слышал таинственные звуки: звон серебряных колокольчиков, голоса людей, хором распевающих песни на непонятном языке, шепот и постукивания. Однажды Фрэнк принес череп домой. Ночью они с женой проснулись от непонятно откуда исходившего рычания и криков ягуаров - священных животных древних майя.
Известный экстрасенс Стар Джонсон утверждал, что с помощью хрустального черепа «Макс», полученного от тибетского монаха, ему удалось установить телепатическую связь с внеземной цивилизацией.
Он же добавлял, что этот череп загадочным образом вызывает явление ксеноглоссии говорения на незнакомых языках. Во время сеансов космической связи он сам порой начинает вещать на каком-то неизвестном языке, что зафиксировано на магнитофонных лентах. Экстрасенс полагает, что это язык, на котором общались с внеземными цивилизациями атланты - жители поглощенной океаном Атлантиды.
Можно ли подвести какую-либо научную базу под загадку хрустальных черепов? Такую попытку сделал Фрэнк Дордланд в своих книгах «Хрустальный череп» и «Лечение кристаллом: следующий шаг». Он считает, что тело и разум человека образуют некую радиосистему и сообщаются с кристаллом посредством электромагнитных волн.
Согласно другой гипотезе, кристаллы, как и живые биологические объекты, обладают собственной памятью. Они запоминают внешние влияния, становятся своего рода летописью событий, которые происходили при формировании и росте кристалла. Существуют и иные объяснения этого феномена.
Разумеется, есть и немало скептиков.
Есть люди, которые после «общения» с черепом Митчелл-Ходжеса излечились от тяжелых болезней.
Американский исследователь Джошуа Шапиро поведал о богатом бизнесмене Хосе Индикезе. Тот в развалинах древнего города майя тоже нашел хрустальный череп, ставший для Хосе волшебным талисманом. Если верить рассказу Индикезе, он случайно обнаружил, что череп обладает удивительным свойством: стоит его крепко сжать в руках и одновременно четко сформулировать свои желания - они обязательно исполнятся. Словно кто-то, получив «заявку», организует ее превращение в явь. Через три года после этой «исповеди» Индикеза скончался, а чудодейственный череп таинственно исчез...
О мистических свойствах хрустальных черепов рассказывают и другие. Экстрасенсы и высокочувствительные люди дружно признавались: черепа повергли их в особое, почти гипнотическое состояние, сопровождаемое необычными запахами, звуками и яркими зрительными галлюцинациями. Иногда в моменты глубокого транса это были странные видения из далекого прошлого, а возможно, и будущего.
С подобным явлением пришлось столкнуться и искусствоведу Фрэнку Дордланду.
По его словам, во время работы с черепом он часто слышал таинственные звуки: звон серебряных колокольчиков, голоса людей, хором распевающих песни на непонятном языке, шепот и постукивания. Однажды Фрэнк принес череп домой. Ночью они с женой проснулись от непонятно откуда исходившего рычания и криков ягуаров - священных животных древних майя.
Известный экстрасенс Стар Джонсон утверждал, что с помощью хрустального черепа «Макс», полученного от тибетского монаха, ему удалось установить телепатическую связь с внеземной цивилизацией.
Он же добавлял, что этот череп загадочным образом вызывает явление ксеноглоссии говорения на незнакомых языках. Во время сеансов космической связи он сам порой начинает вещать на каком-то неизвестном языке, что зафиксировано на магнитофонных лентах. Экстрасенс полагает, что это язык, на котором общались с внеземными цивилизациями атланты - жители поглощенной океаном Атлантиды.
Можно ли подвести какую-либо научную базу под загадку хрустальных черепов? Такую попытку сделал Фрэнк Дордланд в своих книгах «Хрустальный череп» и «Лечение кристаллом: следующий шаг». Он считает, что тело и разум человека образуют некую радиосистему и сообщаются с кристаллом посредством электромагнитных волн.
Согласно другой гипотезе, кристаллы, как и живые биологические объекты, обладают собственной памятью. Они запоминают внешние влияния, становятся своего рода летописью событий, которые происходили при формировании и росте кристалла. Существуют и иные объяснения этого феномена.
Разумеется, есть и немало скептиков.

Хрустальный тибетский череп в коллекции Галереи Лакшми